947 Online
0 пользователей и 947 гостей online
Вопросы требующие полных и обдуманных ответов:

Налет на Таранто.

+9 голосов
1,310 просмотров

Что-то нынче много всяких исторических фактов выкладывают. Пора бы и мне кое-что интересное выложить. Как раз недавно затронули тему про вангование насчет итальянских линкоров. И мне хочется рассказать о первой, по сути предвестнике Перл-Харбора, атаке морской авиации на порт с вражеским флотом. Это событие произошло в 1940 году, но мало кто о нем знает, хотя оно много значило. Это налет британской палубной авиации на порт Таранто, где стоял итальянский флот. 

Королевский флот Италии в Таранто был весьма действенной силой для столь замкнутого театра военных действий. Помимо новейших линкоров «Литторио» и «Витторио Венето» (введены в строй в 1940 году) в его состав входили два «систершипа»: «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» (введены в строй в 1915 году), а также линейные корабли «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре» (введены в строй в 1914 году). Кроме того, в гавани находились три однотипных тяжёлых крейсера типа «Зара» («Зара», «Фиуме» и «Гориция»), тяжёлый крейсер «Тренто», тяжёлый крейсер «Больцано» и другие. Всего на базе в Таранто находилось 6 линкоров (из них 5 – полностью боеспособных), 16 крейсеров (включая лёгкие) и 13 эсминцев.

​Линкор «Витторио Венето» Фото из коллекции автора - Рейд на Таранто | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линкор «Витторио Венето»
Фото из коллекции автора

Британский флот в Средиземном море на тот момент был представлен четырьмя линкорами: «Рамилес», «Уорспайт», «Валиант» и «Малайя» (некоторые из которых были ветеранами ещё Ютландского сражения), крейсерами «Глочестер», «Глазго», «Бервик» и «Йорк», тремя авианосцами («Арк Ройял», «Игл» и «Илластриос»), а также эсминцами. Таким образом, прямое столкновение в эскадренном бою имело непредсказуемый результат, так как британцы обладали преимуществом лишь в авианосцах, реальной мощи которых тогда никто не знал – существовали лишь теоретические наработки по их применению.

​Линкор «Конте ди Кавур» в гавани Таранто Фото из коллекции автора - Рейд на Таранто | Военно-исторический портал Warspot.ru

Линкор «Конте ди Кавур» в гавани Таранто
Фото из коллекции автора

Авианосцы и палубная авиация

На авианосной компоненте стоит остановиться подробнее, ведь именно ей суждено было стать героем рейда. Упоребляя слово «авианосец» применительно ко Второй мировой войне, мы невольно вспоминаем атаку на Пёрл-Харбор, неотразимые истребители Мицубиси «Зеро» и торпедоносцы Накадзима «Кейт». Однако до налёта на Пёрл-Харбор оставался ещё год, а палубная авиация британских ВМС была далеко не столь впечатляющей. Её ударную основу составляли торпедоносцы-бомбардировщики Фэйри«Суордфиш» – тихоходные бипланы, имевшие более чем скромные тактико-технические характеристики. На флоте их именовали не иначе как Stringbag – «кошёлка», «авоська». Истребительное прикрытие обеспечивали самолёты Фэйри «Фульмар» – глубокая модернизация лёгкого сухопутного бомбардировщика Фэйри «Бэтл», чьим важным преимуществом был радар и значительный радиус действия. Кроме того, на Средиземном море в распоряжение британцев поступили американские самолёты разведчики Мартин «Мэриленд» с отличной высотностью (25 000 футов) и радиусом действия в 1300 миль.

 

спросил 20 Янв, 16 от Богдан Карамзин Гл. корабельный старшина Гл. корабельный старшина (364 баллов) в категории История

Авианосец «Игл» являлся ветераном авианосных сил Британии (введён в строй в 1918 году), будучи модернизацией недостроенного дредноута, заказанного чилийским флотом перед Первой мировой войной, и мог нести до 30 самолётов. «Илластриос» вступил в строй в 1940 году, имел полностью бронированную палубу и принимал до 33 самолётов. Таким образом, по всем параметрам это были лёгкие эскортные авианосцы.

При таком соотношении сил английскому флоту предстояло приступить к обеспечению господства на Средиземном море. Главнокомандующим британским Средиземноморским флотом был адмирал Эндрю Боун Каннингем, а авианосцами командовал контр-адмирал Артур Ламли Листер.

Была разработана грандиозная многоэтапная операция под кодовым названием МВ8, состоявшая из проводки нескольких конвоев и нескольких рейдов силами флота. Её должна была обеспечить ключевая фаза под названием «Операция «Джаджмент» («Судилище») – атака на Таранто. Изначально «Судилище» предполагалось провести 21 октября – в годовщину знаменитого Трафальгарского боя, где сражались тёзки авианосцев – линкоры «Игл» и «Илластриос». Однако штормовой ветер раз за разом срывал сроки операции. К атаке должны были привлечь несколько разведчиков «Мэриленд» с базы на Мальте, а также 18 «Суордфишей» с торпедами и 12 – с бомбами.

​Торпедоносец «Суордфиш I» из 820-й эскадрильи пролетает над авианосцем «Арк Ройял» Источник: waralbum.ru - Рейд на Таранто | Военно-исторический портал Warspot.ru 

Торпедоносец «Суордфиш I» из 820-й эскадрильи пролетает над авианосцем «Арк Ройял»

К 11 ноября погода по прогнозам должна была наладиться, и Каннингем отдал приказ о начале операции «Судилище». Откладывать её далее было невозможно, особенно если учесть тот факт, что в строю остался единственный авианосец – его потеря гарантированно губила весь замысел (пришлось бы осуществлять ротацию авианосца «Арк Ройял» от берегов Сардинии, что трудно было бы скрыть). Тем более 28 октября Муссолини начал вторжение в Грецию, что значительно увеличило нагрузку на итальянский Средиземноморский флот.

6 ноября британский флот снялся с якорей в Александрии и направился к Таранто. Помимо «Илластриоса» в его состав входил конвой из тяжёлых крейсеров «Бервик» и «Йорк», лёгких – «Глазго» и «Глочестер», а также эсминцев «Хасти», «Гиперион», «Ллекс» и «Хавлок». При движении соблюдались меры строжайшей секретности. В воздухе постоянно патрулировали «Фульмары», а «Суордфиши» осуществляли противолодочное барражирование. 8 ноября британские истребители смогли перехватить на дальних подступах 7 итальянских бомбардировщиков, сбив 3 из них. Оснащение «Фульмаров» радарными станциями и радиопередатчиками вкупе с их отличной автономностью позволяло оперировать вне визуального контакта с флотом, уверенно обнаруживая вражеские самолёты, которые, таким образом, не могли прорваться к боевому ордеру и, тем более, разведать его численность и направление движения. В ходе патрулирования 3 «Суордфиша» вышли из строя, что сократило атакующее крыло до 21 самолёта.

 

 

 

Утром 11 ноября «Фульмар» доставил с Мальты разведывательные фотографии Таранто. Оказалось, что большая часть внушительного барража из аэростатов ПВО была снесена штормом – их осталось 27 из 87, ранее прикрывавших подлёты к гавани. Корабельные стоянки были обнесены противолодочными сетями, однако против этого англичане выработали действенную меру – торпеды с магнитным взрывателем, способные проходить под сетями.

Судный день итальянского флота

Контр-адмирал Листер подвел эскадру на расстояние 170 миль к цели и отдал приказ на взлёт. В 20:40 стартовала первая волна «Суордфишей»: 6 – оснащённых торпедами, 4 – бомбами и 2 – бомбами и осветительными ракетами. Атака планировалась под прикрытием темноты, так что осветительные ракеты были важной частью плана. В 21:10 поднялась следующая волна из 9 торпедоносцев, 4 из которых несли бомбы и 2 – ракеты. При этом один из самолётов потерял подвесной бак с топливом и вынужден был вернуться на борт авианосца. Первой волной командовал капитан-лейтенант К. Вильямсон, второй – Дж. Хейл.

Оставалось выяснить на практике: что сможет сделать горстка из 20 бипланов против 6 дредноутов, более полутора десятков крейсеров и эсминцев, прикрытых береговой зенитной артиллерией?

​Схема атаки на гавань Таранто 11 ноября 1940 года Источник: worldconflikt.ucoz.ru - Рейд на Таранто | Военно-исторический портал Warspot.ru

Схема атаки на гавань Таранто 11 ноября 1940 года
Источник: worldconflikt.ucoz.ru

 

Выйдя на цель, торпедоносцы первой волны разделились. Часть пролетела севернее над мысом Сан-Паоло, прорвалась через аэростаты, дав залп осветительными ракетами, которые высветили местоположение кораблей в большой гавани Маре-Гранде. «Суордфиши» пролетели над крейсерами «Фиуме», «Гориция» и «Зара», атаковав корабли в малой гавани – Маре-Пикколо. В это время другая часть самолётов зашла южнее через насыпную косу Дига-ди-Торонтола, атаковав с перекатом линкоры «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа» и «Витторио Венето». «Конте ди Кавур» получил попадание 730-кг торпеды и затонул, а крейсеры в Маре-Пикколо были повреждены.

Вторая волна самолётов выходила на цель с севера, со стороны суши. Её целью стали линкоры «Литторио», «Кайо Дуилио» и «Джулио Чезаре». Новейший «Литторио» получил три торпеды и вынужден был выброситься на берег, чтобы избежать затопления. «Кайо Дуилио» после одной торпеды также выбросился на берег, а «Джулио Чезаре» практически не пострадал.

Потери британцев составили 2 «Суордфиша», причём один экипаж погиб, а капитан-лейтенант Вильямсон попал в плен вместе со своим штурманом. Таким образом, англичане «разменяли» два биплана на один уничтоженный и два тяжело повреждённых линкора. Стоимость этих двух видов вооружения трудно сопоставить даже приблизительно. При этом заграждение итальянской ПВО было более чем внушительным: 22 поисковых прожектора, 13 станций аэрофонии, 101 зенитная пушка и 193 пулемёта. Они выпустили по атакующим самолётам 13 489 снарядов, добившись всего двух результативных попаданий. Таким образом, потери британских торпедоносцев от аварий оказались в два раза выше боевых.

В один момент главные линейные силы флота Италии уменьшились с 6 линкоров до 3. «Литторио» и «Кайо Дуилио» позднее удалось ввести в строй, но их ремонт растянулся на полгода. «Кавур» подняли со дна, но до конца войны так и не отремонтировали.

Итоги

Смелый рейд одного авианосца позволил изменить всю расстановку сил на Средиземном море, практически устранив опасность больших потерь в эскадренном сражении и обезопасив коммуникации обеспечения британских войск в Африке. Оказалось, что внезапный налёт нескольких десятков самолётов, даже откровенно слабых и устаревших (какими и были «Суордфиш»), представляет смертельную угрозу весьма многочисленным силам линейного флота. При условии хорошего планирования и разведки самолёты могли сбросить груз бомб и торпед с замечательной точностью, уничтожение же одного линкора противника многократно перекрывало по стоимости потерю нескольких собственных самолётов. Средства ПВО того времени просто не могли обеспечить оперативного противодействия неожиданному налёту авиации, особенно в ночных условиях. Поэтому стало очевидным, что флот необходимо прикрывать истребительным «зонтиком» с постоянным ведением авиаразведки на дальних подступах. Опыт атаки на Таранто тщательно изучали планировщики другого, куда более масштабного рейда – на Пёрл-Харбор, где была поставлена жирная точка в господстве линкоров на море. 

Вы ж простите господа, но мало написать о таком я не мог. Уж люблю я все детально расписывать. К тому же мало кто знает об этом. Кстати, сайт с которого я частично брал информацию, очень интересный, советую иногда почитывать.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.

12 Ответы

+3 голосов
 
Лучший ответ
Красава! :)

Сколько раз читал про эту операцию, каждый раз один и тот же вопрос, как несколько кусков фанеры утопили железных монстров :) и вообще изменили войну на море :)
ответил 21 Янв, 16 от Vader_Kerensky Старшина 1 статьи Старшина 1 статьи (277 баллов)
выбран 08 Фев, 16 от Богдан Карамзин
+2 голосов
Очень интересно. Спасибо большое за такую информацию. Мне в будущем она пригодится. Только текста многовато.
ответил 20 Янв, 16 от FanFan577 Салага (59 баллов)
Да знаю, что многовато. Лаконичность в истории не мое)
+2 голосов
Очень интересное повествование. Развернуто и с фотографиями. Спасибо.
ответил 21 Янв, 16 от OUTman  Ст.  матрос Ст. матрос (189 баллов)
+1 голос
очень информативно, спасибо. Делай еще такие рассказы
ответил 21 Янв, 16 от домовёнок  Ст.  матрос Ст. матрос (176 баллов)
+1 голос
Очень интересно было почитать. Спасибо. Так же очень интересно будет дождаться от разработчиков полноценной итальянской ветки. Ведь флот у них довольно серьёзный был.
ответил 21 Янв, 16 от Ko_MSORG Старшина 2 статьи Старшина 2 статьи (243 баллов)
0 голосов

Спасибо большое!Очень понравилось.

P.S. Текста много не бывает))Но объем для исторической справки нормальныйyes

ответил 22 Янв, 16 от Artyom Капитан-лейтенант Капитан-лейтенант (669 баллов)
0 голосов
Интересно, информативно, давай еще
ответил 25 Янв, 16 от Cortes01 Старшина 2 статьи Старшина 2 статьи (206 баллов)
0 голосов
где то попадались отрывки, но развернутая статья впечатляет. Спасибо
ответил 25 Янв, 16 от kinloss Лейтенант Лейтенант (587 баллов)
0 голосов
мне очень понравилось спасибо тебе
ответил 31 Янв, 16 от dysik Салага (11 баллов)
+1 голос
Очень интересно. прочитал все. Жалко, что порой в истории остаются не всегда родоначальники. Держи десятый +
ответил 14 Апр, 16 от Gevorg Мичман Мичман (424 баллов)
0 голосов
Одно из интересных сражений Мировой бойни. Спасибо за информацию.
ответил 09 Ноя, 16 от Nomad  Ст.  матрос Ст. матрос (178 баллов)
0 голосов

Спасибо я прочитал очень интересно - Ты с какого сайта это скопировал ?smiley

ответил 05 Март, 18 от Вадим Таракан Салага (3 баллов)
...