Тип «Эссекс» (англ. Essex class) — серия тяжёлых ударных авианосцев США периода Второй мировой войны. Спроектированы в 1938—1940 годах, при этом первоначально предполагалось построить лишь один корабль этого типа, в дополнение к авианосцам типа «Йорктаун». Однако уже вскоре были заказаны ещё два, а вступление США в войну в декабре 1941 года потребовало массовой постройки авианосцев, в качестве которых, как наиболее современный, был выбран тип «Эссекс». В общей сложности с 1940 по 1945 были построены 24 авианосца типа «Эссекс», что сделало их как наиболее многочисленной серией авианосцев в истории, не считая эскортных, так и наиболее многочисленной серией военных кораблей водоизмещением более 20 000 т.
Первый из авианосцев типа «Эссекс» вступил в строй в декабре 1942 года, а в 1943 году они стали основным типом тяжёлых авианосцев США и активно использовались вплоть до конца войны, причём при этом ни один из них не был потерян, хотя несколько из авианосцев получали серьёзные повреждения. В первые послевоенные годы 14 из них были выведены в резерв, при этом часть из него уже не выводилась. В 1949—1953 годах большинство из них прошли капитальную модернизацию, при этом модернизированные корабли стали известны также как тип «Орискани», по имени первого из них, перестроенного ещё на стапеле. В таком виде они использовались в ряде послевоенных конфликтов, включая Корейскую и Вьетнамскую войны, но в конце 1960-х — начале 1970-х большинство из этих морально устаревших кораблей было снято с вооружения. Лишь один из них, «Лексингтон», оставался в строю в роли учебного авианосца вплоть до 1992 года.
ТТХ:
Водоизмещение:
-23 785 т сухое
-26 669 т стандартное
-34 881 т полное
Длина:
-265,9 м
Ширина:
-45,0 м
Высота:
-24,9 м от киля до полётной палубы
Осадка:
-8,4 м при полном водоизмещении
Бронирование пояс:
-64—102 мм
траверзы: -102 мм
палуба: -64+37 мм
румпельное отделение: 64—102 мм
крыша боевой рубки: 37 мм
кожухи кабелей и элеваторов: 25—64 мм
Двигатели:
-8 водотрубных котлов типа «Бабкок—Уилкокс»
-4 турбины типа «Вестингауз»
Мощность:
-150 000 л. с.
Движитель:
-4 гребных винта
Скорость хода:
-33 узла максимальная
Дальность плавания:
-15 000 миль на 15 узлах
Экипаж штатно:
-2386 человек, в том числе 215 офицеров, реально до 3106 человек, в том числе 226 офицеров