На вооружение английского флота были приняты сети от фирмы Бульвант (Bullvant), состоящие из стальных колец 16.5 см в диаметре, к которым следующим рядом присоединялись кольца меньшего диаметра. Выносные 12-метровые штанги крепились по бортам судна.
Но были также и свои недостатки: во-первых, очень сложно было прикрыть сетью нос и корму судна; возникала опасность наматывания сети на винты. Во-вторых, при плохой погоде сети довольно часто рвались, или просто волны ломали штанги и сеть срывало. В третьих, торпеды, взорвавшиеся в сети, срывали секции и образовывалось незащищенное пространство, в которое корабль могла поразить другая торпеда.
В 1881 году в Англии на озере Портчестер произвели испытания противоторпедных сетей. Главным вопросом испытаний было проверить эффективность сетевой защиты корабля, определить минимальное расстояние до корпуса, на котором сети будут эффективны.
Судно было полностью закрыто сетями – от носа до кормы. Первый взрыв был произведен в 9 метрах от борта на поверхности воды, вес заряда был равен 36.3 кг. Корпус корабля не получил никаких повреждений. На следующий день по судну была выпущена 16” (406-мм) торпеда с 41.3 кг взрывчатки. Сети опять-таки были вывешены на 9-метровых штангах. Дистанция пуска торпеды была пистолетной – 90 метров. Взрыв был очень сильным, но повреждений судно опять-таки не получило. Одна из секций сети была сорвана.
Решили уменьшить длину штанг до 6 м, но и этот торпедный залп не привел к повреждениям корабля. Расстояние от борта до сети еще раз уменьшили – до 5 метров. В этот раз судно получило незначительные повреждения, на корпусе судна появились небольшие вмятины, кое-где были замечены течи.
Прогресс торпедного оружия так же не стоял на месте - к 1885 году характеристики «локомотивов Уайтхеда» возросли еще больше – скорость 30 узлов, вес заряда – 90 кг. Это стимулировало новые испытания сетей.
Они были продолжены в 1887 году. На этот раз использовались усовершенствованные сети от Булльвант, деревянные штанги были заменены на стальные, крепления сетей к выстрелам были усовершенствованны с той целью, чтобы легче было менять поврежденные секции.
9 июля миноносец «Везувий» выпустил 16” (406-мм) торпеду, которая сорвала одну из секций сети, но не смогла нанести повреждений судну. 10 июля произвели взрыв мины со 100 кг взрывчатки на расстоянии 9 метров от корабля, и на глубине в 6 метров, имитируя попадание в сеть торпеды с прибором Обри (регулятором глубины). В результате одна из штанг, держащих сети был погнута, судно повреждений не получило.
Эксперименты убедительно доказали, что противоторпедные сети являются надежным защитником от торпед. Рекомендованная дальность выноса сети от борта судна была определена в 8 метров.
Комиссии также понравился новый вариант сетей от Булльвант; в отчете отмечалось, что новый проект намного легче и более быстро устанавливается, чем уже существующие сети.
В том же году на маневрах Ройал Неви производилась отработка координированных торпедных атак против кораблей с выпущенными сетями. Результаты удовлетворили Адмиралтейство – флотилии миноносцев в ночной атаке обнаруживались на расстоянии не менее 750 метров, частый огонь кораблей быстро сбивал прицел атакующим, а единственные две торпеды, выпущенные в линейные корабли, попали в сети.
В 1894 году английский конструктор Марс предложил усовершенствованный вариант сетей – теперь выстрелы, на которые крепились сети, не свисали с борта, а выходили из специальных отверстий в корпусе корабля, почти на уровне воды.
Применение оцинкованного провода диаметром 6.5 см в уменьшили вес конструкции до 5 фунтов (2.3 кг) на кв. фут. До этого сети были более массивными – около 7 фунтов на кв. фут.
Такое расположение сетей не мешало орудиям в казематах вести огонь на борт. Сеть также позволяла кораблю двигаться, хотя и с небольшой скоростью. В 1906 году, к примеру, Флот Канала двигался с выпущенными сетями на 6 узлах. Специальный механизм установки сетей избавил экипажи от тяжелой работы по установке сетевых заграждений. Изобретение такого устройства позволило ставить вынесенные на 9 метров сети всего за 30 секунд, и сворачивать их обратно на полки через минуту после запуска механизма. (Продолжение следует, самое интересное впереди...)