Интервью товарища Богомольского РБК.
Объем мировой игровой индустрии, по оценкам аналитиков Newzoo, составит по итогам 2017 года $108,9 млрд, к 2020 году он достигнет уже $128,5 млрд. Примерно четверть доходов будет генерировать Китай, говорят эксперты. Доля же России в этом сегменте невелика: по оценкам Mail.ru, в 2016 году объем рынка онлайн-игр в нашей стране составил лишь 56,7 млрд рублей.
Несмотря на это, всемирно известные игровые проекты в нашей стране существуют. Петербург, к примеру, можно назвать одним из центров российского рынка компьютерных игр. Популярность продуктов таких компаний, как «Невософт», «Сперасофт» и «Леста», а также финансовые показатели их деятельности говорят о том, что у геймдева в Петербурге есть неплохие перспективы. Александр Богомольский, паблишинг-продюсер популярной игры World of Warships, которую разрабатывает студия «Леста», рассказал РБК Петербург о проблемах, с которыми сталкиваются разработчики игр в России, и сказал, какие игры могут стать новым явлением в мире геймеров.
В УЗКОМ КРУГУ
— Что сейчас происходит на рынке геймдева в России? Он развивается?
— К сожалению, говорить о том, что наш сегмент развивается высокими темпами, будет неверно. Рынок довольно сегментирован — там есть консольные, мобильные, десктопные, браузерные игры. Объем рынка десктопных игр, в котором мы работаем, составляет примерно 500 млн долл. И рост он демонстрирует совсем небольшой: по оценкам аналитических агентств речь идет примерно о 5% в год. До 2013 года он рос стремительно, а затем практически стагнировал. В 2014 году объем составлял 490 млн долл., а в 2017 — 516.
— За счет чего тогда разработчикам игр удается держаться на плаву?
— Драйверами «непадения» является выпуск новых игр — и, пожалуй, все. Крупные проекты заменяют старые версии новыми, но это не генерирует существенного притока аудитории. Такая же ситуация и с нашим проектом World of Warships: на окупаемость мы вышли быстро, примерно за год, однако массовый приток новых игроков иссяк через полгода после старта, так что последнее время мы больше внимания уделяем поддержанию лояльности, качеству сервисов. По уровню ARPU сейчас наши показатели выше среднерыночных, в том числе благодаря тому, что у нас очень стабильная аудитория.
— Кто ваша аудитория?
— Она довольно необычна — это верхний возрастной сегмент. Так как геймплей World of Warships не быстрый, он школьников и молодежь не очень привлекает. Поэтому у нас средний возраст игроков 25+, большая доля игроков — 40+. Они консервативны, но и платежеспособны.
— Значит ли отсутствие существенного роста аудитории, что потолок достигнут и проект расти не будет?
— Почему же? На фоне World of Tanks, нашего материнского проекта, который занимает огромную долю рынка, мы относительно маленькие, есть куда расти. В СНГ более 4 млн игроков в World of Warships. По всему миру игроков значительно больше — порядка 20 млн. Правда, объем рынка десктопных игр в СНГ — 43 млн игроков, так что на фоне этого наш проект не очень большой — это, скорее, нишевый продукт. Но мы уверены, что потенциал для роста есть.
ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ
— В Петербурге довольного много игровых компаний. Можно ли говорить о том, что в городе складывается геймдев-кластер?
— Сказать, что у нас появился геймдев-кластер, нельзя, так как компании разрабатывают игры в разных жанрах и областях, не конкурируя и не пересекаясь. Кроме того, здесь преимущественно сосредоточена именно разработка, а головные офисы и паблишеры чаще находятся не в Петербурге. К тому же некоторые работают по аутсорс-модели, а кто-то — для внешних паблишеров. Но в Петербурге дешевле рабочая сила, чем, к примеру, в Москве, хотя арендная плата и здесь достаточно высокая.
— Возможно, многие проблемы как раз и связаны с тем, что нет единства? Если бы оно было, можно было бы минимизировать какие-то сложности за счет лобби.
— Дело в том, что с одной стороны геймдев — рынок немаленький: только внутри России его объем составляет порядка 1,5 млрд долл., а ведь некоторые работают еще и заграницей. Но на фоне других отраслей — это капля в море. Так что влезать в историю с лобби будет затруднительно на фоне топливно-энергетического или ретейл-секторов. ИТ-компании в РФ делают попытки найти формат взаимоотношений с властью — например, организовали дискуссионные площадки. Но мне кажется, это история больше служит для того, чтобы обозначить свое присутствие.
КОФЕ И СТУДЕНТЫ
— Вы сказали, что в Петербурге довольно дешево стоит рабочая сила. Чем еще город привлекает разработчиков игр?
— Как и для ИТ-компаний, для разработчиков игр есть возможность получения льготного налогообложения. Кроме того, Петербург — мегаполис, в котором есть университеты, готовящие весь спектр сотрудников по необходимым нам специальностям: это и математики, и программисты, и художники, и специалисты в области дизайна и веб-программирования. Да и кофе в городе недорогой.
— А потребность в кадрах у «Лесты» велика?
— У студии сейчас в разработке находятся несколько игровых проектов. Проект World of Warships на слуху, но он не единственный. Студия начала разработку нескольких других проектов, включая мобильные игры. Два проекта сейчас находятся на стадии прототипизации. Для каждого из них нужна команда. Так что потребность в кадрах высокая, но не все подходят нам по квалификации, и не все готовы с упорством и энтузиазмом делать игры.
— Вы сотрудничаете с городскими вузами?
— Да, довольно активно, «выращиваем смену». У нас есть проект Wargaming Academy. Мы приглашаем начинающих программистов, гейм-дизайнеров, художников компьютерной графики, желающих попасть в игровую индустрию, самим начать делать видео игры, и делаем для них обучающий курс, где они в командах осваивают разработку игр — от анализа аудитории до реализации идей и получения играбельного прототипа. Это некоммерческий проект, предполагающий обмен знаниями и опытом, не направленный на подбор специалистов в команду, направленный на создание возможности увлеченным новичкам получить опыт и знания по разработке игр, чтобы начать карьеру в этой области.
Если говорить собственно о подборе персонала, мы привлекаем специалистов со всей России и со всего СНГ. У нас работают люди из Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана. Также релоцируем и разработчиков из дальнего зарубежья, например, сейчас в команде работают специалисты из Шанхая и Сиднея.
НЕВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
— Что будет с рынком геймдева в среднесрочной перспективе? На игровых конференциях все время обещают революционные изменения. В последнее время все говорят о виртуальной реальности. Нам ждать виртуальной революции?
— И в 2016, и в 2017 году было много хайпа и обещаний, что вот-вот в этой области будет выпущена какими-нибудь разработчиками игра и покорит весь мир. Но правда в том, что ни мобильной, ни десктопной игры, где основным элементом была бы виртуальная реальность, пока так и не появилось.